ПОСТ
Постмодернизм
— «общий культурный знаменатель второй половины XX века, уникальный период, в основе которого лежит специфическая парадигмальная установка на восприятие мира в качестве хаоса — «постмодернистская чувствительность» – одна из трактовок постмодернизма, согласно Википедии.
Ж. Лиотрад определил постмодернизм, как недоверчивость (скептицизм), по отношению к мета – нарративам.
Burning Man — часто называют “постмодерниским карнавалом абсурда”
- из интервью Ли Харви… (http://www.zpub.com/burn/larry4.html)
Ли Харви — основатель Burning Manа говорит в своем интервью:
«Мы все живем в отдельных комнатах. Только один мета-проект нашего времени: единственное мировоззрение, которое существует, это – «деконструкция»; это извращенная высшая степень уверенности в том, что ни одному предположению нельзя верить и ни одно общее (единое) переживание невозможно».
….
«Наше событие посвящено тому, чтоб распустить само-выражение. Что еще является более постмодерниским, чем Плайа? Каждый лагерь и каждый человек поощряется в том, чтобы выражать свое уникальное видение. Все, что когда-либо было или будет существовать — представлено здесь. Это – вращающаяся галактика, каждый огонек которой – отдельное солнце и центр иного мира».
……
«Но, наш коллективный ритуал – центро-ориентирован.
Он создан, чтобы объединить нас вокруг Оси Мира (Axis Mundi), которая трансцендирует эти различия».
Под этим коллективным ритуалом имеется в виду — сжигание статуи Человека.
…
ПОСТЧЕЛОВЕК
Человек – животное, приобретшее в ходе эволюции уникальную адаптивную систему – разум, способную анализировать информацию и вырабатывать вероятностные прогнозы на будущее.
Постмодернизм возможно намекает на возникновение Постчеловека. Человека будущего.
Но каков же ПостЧеловек (СверхЧеловек)?
Кто-то, в кого сегодняшний человек эволюционирует?
Это суперЖивотное?
Это суперРазум?
Или нечто большее, чем то и другое?
«ПОСТЧЕЛОВЕК — кто это?»
Эту тему лекции я заявила в этом году в Palenque Norte, одной из интеллектуальных площадок фестиваля BM.
НАЧАЛО
Burning Man в этом году для меня начался с того, что мальчик в аэропорту
Burning Manа, в окошке, поставил мне печать BRC – Black Rock City в мой русский международный паспорт. Предполагалось, что эта печать ставится на руку, но, один парень мне сказал – сюда паспорт, я послушно дала, другой спросил – вам поставить? И я, не успев опомниться, получила печать BRC рядом со своей новой шенгенской визой.
И это с мой точки зрения (из прошлого опыта пересечения границ) значило – мой паспорт (в котором только что была поставлена новая американская виза О1 и шенген) – не действителен!
Далее я ошарашено металась в аэропорту между велосипедами, арткарами, в поисках – как доехать до лагеря, где меня ждали – и нашла таки автобус, который ехал по всему периметру города.
Автобус вела испано-говорящая тетя, которая непрестанно говорила, видимо через гарнитуру, с кем-то по телефону. Мне устойчиво казалось, что она говорит сама с собой. В середине поездки эта тетя была остановлена другими сумасшедшими, которые кинулись к автобусу с объятиями, вбежали и стали раздавать светящихся бабочек и что-то причитать про мир, дружбу, жвачку… после этого тетя сбилась с пути, стала разворачиваться на узком проезде, потом под моими уговорами поняла, что сбилась и стала разворачиваться снова, и это при том, что ее маршрут, по сути, пролегал по одной и той же кольцевой улице…
Наблюдая все это и находясь под сильным впечатлением из-за ситуации с паспортом – я переживала:
Я в сумасшедшем доме…
Вокруг одни идиоты, включая тетю-водителя автобуса!
Что же я делаю в компании этих идиотов?
Неужели я тоже такой же идиот?
Но, одновременно с этим переживанием, я стремилась найти смысл этого происходящего для себя:
Ведь я же хотела получить Просветление, и разобраться с тем, кто такой ПостЧеловек.
Возможно, ПостЧеловек – это тот, кто не живет в обществе (судя по тому, что происходит здесь, в этом царстве постмодерна…)
По-крайней мере в обществе мейнстрима?
Или он не обусловлен паспортами, визами, и прочей социальной ерундой?
Или находит такой способ жизни, что превосходит социальные ограничения?
Не избегает их, а превосходит?
А как?
Как их превосходить?
И с этим вопросом я пришла на свою лекцию, из которой получилась, в общем-то, дхармовая речь.
Закончила которую, я все на том же вопросе:
Куда и зачем здесь идти?
В эту жару, пыль, идиотизм….
Как мне искать Просветление здесь?
Где оно? В этом пустынной буре? В этих людях? В психоделиках?
Выйдя с лекции и переживая экзистенциальный кризис, я искала — на что же мне опереться в своих поисках. Просто жить и рассматривать арт.объекты? Ходить на лекции? Общаться с людьми? Но с какими и как? Людей здесь много и большинство ищет возможность оттянуться….
Почти сразу один из моих друзей стал предлагать мне несколько капель целительного раствора. Принимать — не принимать?
Я ведь даже свою палатку не поставила… Не говоря уж об общей адаптации. Что же мне делать? Ища наилучшее решение я решила опираться на принцип «ДА». Это принцип моей группы ищущих. При этом под «ДА» понимается не просто тупое принятие всего, что предлагает мир, а скорее поиск интегрального решения в здесь и сейчас для всего, что происходит.
Это принцип базируется на идее, что Мир – ЕДИН и ДОБР!
ДА — это принципиальный ответ Миру. А раз Мир добр, то правильно принимать то, что он дает, ведь плохого он не даст.
Я поиграла с Эллиотом в капли и формально не приняв их, тем не менее приняла его приглашение на церемонию на завтра.
Принципа ДА, будучи этическим принципом, с моей точки зрения, и характеризует Человека Будущего, то есть того, кто не просто существует, а еще и стремится к целостности, и тому, чтобы познать свой смысл и свое место в этом мире вместе с миром!
Не отделяя себя.
В этом смысле такой человек ставит себя в центр этого мира, и это, как бы, соответствует тому, что Бернинг Мен обозначает статуей человека в центре.
Но, есть принципиальная разница.
Одно дело – Я в центре.
Другое – Чучело человека.
Одно дело – Я, или даже – Ось Мира, которая протекает внутри меня, и найдя которую я смогу осуществить свой следующий шаг к восхождению. Другое – я просто иду смотреть на сжигание чучела, послушно и пассивно, то есть как все остальные))
СЕРЕДИНА
Но, продолжу свой рассказ.
Эллиот, мой 70-ти летний друг пригласил меня на пси-церемонию в пятницу. И, опираясь на принцип ДА, я решила пойти.
Я шла и искала наилучшее решение – как принять приглашение Эллиота, но так, чтобы одновременно не принять.
Ведь Эллиот приглашал всех, и он это делал не специально для меня. Он устраивал церемонию для всех желающих. А я хотела породить свой собственный процесс своего Просветлевания, а не только угодить Эллиоту или кому-то еще кто к нему придет. К тому же, я чуть-чуть побаивалась того обилия веществ, которым Эллиот меня заманивал.
Поэтому я шла по плайе, и тащила за собой еще более боящуюся Танюху, и искала…
куда и как идти, чтобы углубить процесс.
В назначенное время встречи мы были у Храма.
Мы погуляли у Храма, созерцая людей, изображающих печаль, потому что, так надо. Надо здесь печалиться, и вот они пришли в этом место, принесли фотографии, потому, что им так сказали, повесили фотки и смотрели на них.
Я увидела, как один молодой черный парень со слезами на глазах писал что-то типа эпитафии Робину Уильямсу. Это вызвало во мне сильное переживание несправедливости, и я стала приставать к парню, пытаясь объяснить ему, что Робин покончив с собой — показал, что он только актер, что он играл в «Куда приводят мечты» не как человек, а лишь изображал человека. А значит, он предал в том числе этого парня.
Но, этот парень говорил мне — «нет» — исступленно, продолжал плакать и как будто упивался своим горем и причитая, что любит Робина…
Но, ведь это только маска, appearance… пыталась снова и снова сказать ему я… Но увидев, что он не принимает мои слова отошла от него…
Дальше, мы двинулись вперед по плайе, по линии променада, которая шла от Человека к Храму и дальше к бесконечности, как казалось мне тогда.
Постепенно разбираясь с разными арт.объектами:
Вращающимся колесом мертвецов,
Периодически вспыхивающей сказочной башней,
Астрономической обсерваторией, где мы чудесным образом встретили нашу знакомую Полину, при том, что именно в этот момент беседовали о Полине… Обсерватория , правда, работала только ночью… счас звезд не было видно…
Так, мы шли, шли и пришли к границе фестиваля.
Впервые я дошла до нее.
Особенно сейчас, после истории с паспортом, прийти к границе, созерцать ее искусственность,
(ведь та же самая земля, пустыня с обеих сторон) переживалось мною, как нечто очень важное.
Созерцая границу, я понимала — ум человека создал эту сетку, которую легко перешагнуть. Нет никаких объективных границ. Это — лишь игра.
И это легко. Перейти! и Уйти за границу. Что я и сделала. Гуляла за границей и ждала — придет ли какой пограничник? Сначала никого не было. Никто меня не остановил, не прибежал, не задержал. Только Танюшка печально гуляла около границы, видимо боясь далеко заходить за нее.
Я окликнула ее, и она все-таки решилась подойти. Наверное через вечность, все-таки приехали рейнджеры, было уже темно, остановились около меня и почти сразу сказали- идите обратно…
А чего так — спросила их я? Зачем обратно?
Тут опасно!
А что собственно опасно-то? — усомнилась я, ведь и там и там та же пустыня…
А тут могут ездить машины без света… — хм… здесь, в этой пустыне, где за километры никого казалось нет… могут ездить машины, да еще и без света?
Это показалось странно-чудовищной придумкой, но поскольку они попытались пригрозить мне тикетом и, к тому же, остановились неподалеку и следили за мной, я решила уйти внутрь снова. При этом я чувствовала себя — как будто я пациент из психбольницы, который вышел за ворота, его поймал охранник, у которого нет ни тени сомнения, это точно идиот, и его место — внутри. Ведь у них не было никакого сомнения, что я — нелегал, или, что я инопланетянин… я — точно оттуда, где идиоты!
Вся ситуация стала для меня яркой демонстрацией условности границ.
Эта ситуация навела меня также на размышления о критериях познания. У меня появилась гипотеза, что, чтобы познать нечто — важно дойти до границ этого, выйти за границу, увидеть это с той стороны, и это может позволить увидеть, обозреть «нечто», в данном случае Burning Man, целиком…
И я переживала, что познала БМ, поскольку прошла его насквозь, исследовала его границы.
А вот самого себя?
Где мои границы? И есть ли они?
И с этим вопросом я шла дальше вдоль границы. Тем временем стемнело и вышли звезды. Где-то в кромешной темноте я наткнулась на пару американцев, сидящих на диване. Меня это поразило до глубины души. Вот она, настоящая американская душа — вдруг поняла я! А этот вопрос я тоже недавно обсуждала с автором книги «American Soul» Яковом Нидлманом. Притащить диван in the middle of nowhere и наслаждаться! Why did you take sofa so far? — спросила их я, одновременно замечая красоту игры слов, которая у меня пока редко получается на английском. Они замерли и как будто не поняли. Я попыталась разобраться поняли ли они игру слов, и мне это не удалось… да, я как раз об этом думаю — ответил мне мужчина… может быть это игра слов из русского языка?
Этот его вопрос меня поразил до глубины русской души, и мы с Танюшкой пошли дальше патрулировать границы.
Одной из своих границ, которую я встретила на пути – был страх. Я распознала его, как страх — не успеть.
Не достичь.
Не получить Просветление, не дореализовать свой человеческий потенциал… Я увидела его в себе, и пережила, что он силен и мешает мне иногда действовать. Я решила, что буду продолжать искать, идти… и сколько смогу, столько, сколько смогу… Поэтому, чего бояться – дойду – дойду! Не дойду – не дойду. Главное, делать все возможное! То есть – идти!
А дальше,
Уперевшись в страх смерти Г. я вдруг осознала новое значение – ПОСТЧЕЛОВЕКА.
Тот, кто на посту.
Тот, кто отвечает за всех, за все человечество, за свою человечность.
Тот, кто не просто пребывает, как животное, а ищет, стремится познать свою человечность.
И упираясь в свои границы учиться их преодолевать.
И Я – есть этот человек, пока Я на ПОСТУ.