slider_image7

ФилософствуЯ

slider_image8

БеседуЯ

slider_image9

ПутешествуЯ

из

Тьмы Неведения

slider_image3

ОбнимаЯ Мир

image-homeludens-2

Просто я
ваш пастырь

slider_image5

ВдыхаЯ

трансперсональный
сквозняк

slider_image6

Здесь Я где?

slider_image0
1524798652-sOFcRrUG_mini-2_1920x1181

ВыходЯ за границы

РАЗМЫШЛЕНИЯ О НОВОМ МИРОВОЗЗРЕНИИ

Развиваясь и познавая мир, человечество постоянно делает попытки создания мировоззрения и обновления его. Постепенно новые знания входят в противоречие с устоявшимися знаниями, и тогда старое мировоззрение уступает место следующему. Например, когда-то люди верили, что Земля стоит на трех китах и она плоская, постепенно от этой идеи отказались, потому что накопились некоторые факты, и, в конце концов, появилось новое мировоззрение, согласно которому земля круглая, а солнце крутится вокруг земли, и так далее. Со временем Ньютоновская физика уступила место Теории Относительности. Материализм победил концепцию Христианства. Этот процесс продолжает идти.

Возможно, сейчас наступил момент, когда с учетом появляющихся феноменов мы можем выйти за пределы доминирующего мировоззрения и сотворить новое, более адекватное текущему моменту видение мира.

Сразу можно отметить сложность этого процесса, потому что господствующее мировоззрение, как правило, и определяет тот способ мышления, которым человек мыслит. Т.е. чтобы его сменить необходимо выйти за пределы своего привычного способа мышления. Что, собственно, мне и хотелось бы сделать в этой статье.

Но для начала я собираюсь провести анализ основных мировоззрений, доминировавших в западной (Европейской цивилизации). Основной опорой для моего анализа является книга Джеймса Сайра «Парад Миров».

Джеймс Сайр выделяет семь ключевых вопросов, ответы на которые создают базу для мировоззрения:
Что представляет собой первичная реальность, то есть реальность самой реальности?
Какова природа внешней по отношению к нам реальности, т.е. того мира, который нас окружает?
Что такое человек?
Что происходит в момент смерти?
Почему вообще возможно познание?
Каким образом мы узнаём, что правильно и что неверно?
В чём смысл человеческой истории?

Сайр выделяет как основные мировоззрения: Христианский Теизм, Деизм, Натурализм (Материализм), Нигилизм, Экзистенциализм, Восточный Пантеистический Монизм, Постмодерн.

Вот как отвечают на первый, ключевой, на взгляд Сайра, вопрос философии эти мировоззрения:

Теизм
Бог бесконечен и личностен (триедин), трансцендентен и имманентен, всеведущ, благ и обладает верховной властью.

Деизм
Трансцендентный Бог, Первопричина всего, сотворив вселенную, предоставил её самой себе. Таким образом, Бог не имманентен, не обладает абсолютно личностной природой, не имеет верховной власти в человеческих делах и не способен к предопределению.

Натурализм
Материя существует извечно и представляет собой всё, что может существовать. Бога нет.

Нигилизм
Отрицание всего.

Экзистенциализм
Космос состоит только из материи, однако человеку реальность открывается в двух формах: субъективной и объективной.

Пантеистический монизм
Атман – это Брахман, то есть душа каждого человека является Душой космоса.

Постмодерн
Не Знаю.

Проанализировав ответы на эти вопросы, мы обнаружили в развитии этих взглядов некую логику. Практически ту же логику можно проследить и в индивидуальном развитии человека:

1.
Человек, появившись, начал обнаруживать Мир вокруг. Этот мир казался ему чем-то гигантским, бесконечно простирающимся во все стороны. Чтобы хоть как-то выживать в этом мире, человек начал искать объяснения – почему события складываются именно таким образом, а не иначе, и поначалу довольствовался мифическими объяснениями, также как и дети, верят в бабу Ягу или Лешего, люди верили в Бога или Богов, и сочиняли множество мифов о том каков он внешний мир, каковы причины событий – почему вдруг пошел дождь или почему настала засуха…

Размышления о Новом Мировоззрении

Мировоззрения, описывающие мир, из этой парадигмы, все более и более подробно, сменяли друг друга на протяжении человеческой истории: анимизм, политеизм, теизм, деизм… В этих мировоззрениях, которые я буду обобщенно обозначать «теизм» – мир управляется высшими силами, а человек находится на плоскости, полностью подвластный этим силам. Видимо, когда-то такое восприятие соответствовало общему мироощущению человека. Так же как и ребенок находится под властью взрослых, и чувствует себя маленьким, окруженным большим и не-понятным миром.

2.
Но с развитием науки и накоплением знаний были обнаружены границы земли. Земля оказалась круглой, она перестала быть бесконечно простирающейся плоскостью. Через некоторое время Декарт, размышляя над вопросом – «что есть?» – пришел к ответу – «Я существую, причем во всем можно сомневаться, но в том, что Я существую – нет. Иначе – кто тогда сомневается?»

Размышления о Новом Мировоззрении

Этот его ответ поставил «Я» в центр мира. Появился дуализм, т.е. как только появилось и заняло свое место «Я», сразу же появилось и «не Я», т.е. все остальное. Это привело к развитию науки и материализма. Я (человек) начал активно исследовать внешний мир. И поскольку стало ясно, что Мир (земля) конечен, то отношение человека к миру стало меняться. Он стал его осваивать. Что собственно и породило бурное развитие технического прогресса.

3.
И, наконец, выяснилось, что все можно объяснить законами физики, что Вселенная представляет собой закрытую систему и, что человек, по сути – есть лишь тело. И раз я – только материя, раз нет свободы выбора, раз я «не важен в масштабах истории, я – всего лишь случайное порождение материи, не имеющее смысла», это порождает отрицание самого себя – т.е. нигилизм.

Размышления о Новом Мировоззрении

Нигилизм же порождает внутренний конфликт, ведь человек переживает – «я есть», и я есть нечто ценное, но умом он приходит к выводу, что это не так.

4.
В таком конфликте жить трудно, поэтому начинаются попытки найти решение, и снова появляется «Я – есть». В европейской философии этот шаг отчетливо делает экзистенциализм, который переносит акцент с внешнего мира на внутренний. Экзистенциализм переносит акцент на человека, на его субъективный мир, на его опыт, на его переживания, его выбор. Тем не менее, ключевые вопросы о первичности реальности, и вытекающие из них вопросы о том, что происходит в момент смерти человека, экзистенциализм оставляет не решенными. Я – умирает согласно экзистенциализму, значит НеЯ побеждает в этой игре.

Размышления о Новом Мировоззрении

5.
И тогда взгляд Запада обращается на Восток. Пантеистический Монизм на Востоке приравнивает субъект и объект (Атман = есть Брахман), вопрос о природе реальности решается в пользу Брахмана. Лишь иллюзия останавливает человека от полной реализации.

Размышления о Новом Мировоззрении

6.
И, наконец, Постмодерн, в котором все контексты, смыслы, мифы получают одинаковый статус, одинаковое равноправие. Постмодерн включил в себя все, при этом удивительным образом исключив истину, поскольку, включая все, он также заявляет о равноправности всех подходов и относительности истины. Т.е. если все предыдущие мировоззрения претендовали на истину, то постмодерн, скорее, претендует на ее отсутствие.

Размышления о Новом Мировоззрении

Джеймс Сайр останавливается здесь.
Мы же, рассмотрев эту последовательность, также увидели некоторую логику развития мировоззрений, которую я представлю на схеме:

Размышления о Новом Мировоззрении

Слева – Теизм, от которого идет последовательность развития. Внизу – Нулевая Точка – нигилизм.
И напрашивается некая точка, некое мировоззрение, противоположенное нигилизму.
Точка, противолежащая нигилизму пока не имеет соответствий среди мировоззрений. То или иное мировоззрение утверждает нечто, как истину, и отрицает все остальное, как не-истинное представление.
А мировоззрение, которое бы принимало ВСЕ, ВСЕ точки зрения, и тем самым противолежало бы на нашем рисунке нигилизму – отсутствует.

Мы назвали это мировоззрение – ДА-Дзинь, от русского слова Да – обозначающего согласие, принятие, и ДЗИНЬ – звук-аббревиатура, обозначающая звучание колокольчика.

7.
Таким образом, следующий шаг в последовательности мировоззрений: Да-Дзинь. ДА-Дзинь все принимает. На его взгляд – «ВСЕ существует». Такой ответ позволяет выйти за пределы субъект-объектного дуализма целиком. На схеме это будет выглядеть так: Я занимает весь объем, ВСЕ есть Я, и одновременно оно же существует как малое я, как человек, обладающий самоосознанием.

Размышления о Новом Мировоззрении

Может возникнуть вопрос, чем эта позиция отличается от Восточного Пантеистического Монизма, в котором Атман=Брахман?

Размышляя над этим, можно увидеть, что Пантеистический Монизм отрицает другие точки зрения, и считает некоторые части этого мира иллюзией, то ДА-Дзинь принимает ВСЕ, в том числе другие мировоззрения, поскольку в той или иной степени они тоже есть Я.

Можно также утверждать, что Да-Дзинь является интеграцией всех мировоззрений, поскольку принимает их все.

Тема нового мировоззрения представляется мне очень глобальной, поэтому в следующих статьях я намереваюсь развивать поднятые мною здесь вопросы.

Источник:
Татьяна Гинзбург
Кандидат психологических наук
www.holos.spb.ru

«Татьяна Гинзбург.»