slider_image7

ФилософствуЯ

slider_image8

БеседуЯ

slider_image9

ПутешествуЯ

из

Тьмы Неведения

slider_image3

ОбнимаЯ Мир

image-homeludens-2

Просто я
ваш пастырь

slider_image5

ВдыхаЯ

трансперсональный
сквозняк

slider_image6

Здесь Я где?

slider_image0
1524798652-sOFcRrUG_mini-2_1920x1181

ВыходЯ за границы

ОСТРИЕ ТРАНСЦЕНДЕНЦИИ. РОССИЯ vs ЗАПАД / версия 0

 

«Извечному парадоксу свободы, реально достижимой лишь на мнимой линии горизонта, дает впечатляющее разрешение феномен игры»

Часть 1

Острие трансценденции. Запад.

Стремление к трансценденции, как к радикальному выходу за пределы ограниченности, как к прорыву к свободе, всегда было присуще человеку.

Разными путями решалась эта задача. Рождались новые религии, возникали реформы в старых: Иудаизм, Буддизм, Христианство, Ислам и многие другие направления изначально возникли именно из этого, трансцендентного рывка отдельного человека к Свободе.

Вся история человечества пронизана поиском путей личной трансформации, следованию этим путям, и многочисленными ошибками на них.
«Человек незавершен в том смысле, что он открыт небытию, разомкнут в трансцендентное, метафизическое как до- и сверхприродное. Это качество и позволяет человеку осмыслять реальное бытие, выходя в его контекст, занимая по отношению к нему позицию вненаходимости. Человеку, в отличие от животного, доступно еще одно измерение опыта – метафизическое».(1, 295)

 

Благодаря открытию ЛСД и других психоделиков в Западном мире, начиная с 60х годов XX века, острие трансценденции вышло за пределы организованных мистических школ в светские круги ученых: психологов, философов, этнографов.

Абрахам Маслоу, один из создателей Трансперсональной Психологии, писал:

« я еще разрабатываю то, что может быть названо четвертой психологией – психологией трансценденции» (2, 12)

Трансперсональная Психология, которая стала четвертой силой, вслед за бихевиоризмом, психоанализом, и гуманистическим направлением, стала порождением тенденции за включение измененных состояний сознания и методов их изучения в научное рассмотрение. Она сочетала в себе прорывные технологии, атаку на социальные устои, изменение привычного образа жизни. Все это принесли с собой 60е.

Но!

Что сейчас?

Сейчас прошло около полувека с момента появления Трансперсональной Психологии, и можно проанализировать ее результаты и тенденции, прежде всего в контексте трансценденции, как основного направления, изучаемого трансперсональной психологией. Является ли она до сих пор острием, или уже сдала позиции?

Сейчас разработаны ряд методов, налажены системы воспроизводства, тренировки, передачи, и, казалось бы, эти стройные системы должны действовать успешно. Но так ли это?

Будучи хорошо знакомой со множеством методов трансперсональной психологии, причем со многими из них в исполнении авторов:

Холотропное дыхание (С. Гроф),

Ребефинг (Л. Орр),

процесс-ориентированная терапия (А. Миндел),

системные расстановки по Б. Хеллингеру,

трансформационная игра из Финдхорна,

психоделическая терапия,

я возьму на себя смелость выделить характерные особенности этих методов, в исполнении классических школ каждого отдельного направления:

  1. Определенность в пространстве, времени и статусе (как правило участникам процесса заранее досконально объясняется что «надо» делать и «для чего», — например инструктаж перед холотропным дыханием), также заранее создается расписание занятий по времени, и, как правило, занятия идут по этому расписанию.
  1. Директивный стиль подачи практически всех технологий, даже тех, которые заявляют о своей спонтанности.

Как правило, ведущие управляют процессом и сохраняют свой статус ведущего-контролера (они могут исключить кого-то, корректировать его внутренний процесс на свое усмотрение, –например, мне физически препятствовали при попытке высунуться в окно на Холотропном дыхании в Германии, под руководством Инго Ясерца…)

  1. Мнимая спонтанность (даже спонтанные двигательные и иные техники обычно делаются так: а теперь – двигайтесь спонтанно… спасибо, достаточно…), выйти на улицу, раздеться, прикоснуться к кому-то, да и даже гораздо менее спонтанные действия запрещаются, таким образом, это даже не спонтанность, а лишь игра в спонтанность, мимикрия спонтанности…
  1. Жесткое разделение ролей (участники семинара всегда остаются участниками, даже если они скажем более продвинуты, чем ведущие), а ведущие – ведущими.
  1. Строгое следование технологии без учета индивидуальных особенностей участников (например, ситтерство у Грофа) – я вступала с ним в дискуссию, о том, что правильно этот принцип применять гибко, и я ребефер с огромным опытом – мне не нужен ситтер сейчас… , но его убедить не удалось.
  1. Ограниченность рамок процесса (то есть семинар начался в определенное время и закончился… все.. далее ведущие не берут ответственности за процесс целиком, то есть не являются духовными лидерами, учителями в полном смысле этого слова).
  1. Ну и на последок – no sex with client, и дело даже не в сексе, а скорее в близких, дружеских, доверительных отношениях (участников, как правило, держат на расстоянии, не входя с ними в близкие отношения).

“…the therapeutic relationship must be respectful: we must remember every moment that our clients are neither friends nor lovers” (3, 3)

Конечно, же, эти приципы не абсолютны, и иногда нарушаются, но тем не менее, если даже они и нарушаются, то тайно… а декларируется их соблюдение.

Пожалуй, основное объяснение этим принципам проистекает из западной культуры, которая сейчас очень сильно формализовала человеческие отношения, и в рамках социума отчуждает людей друг от друга.

И как результат этого, развивается «тень» — контркультура, которая уже не терпит границ, а стремится снести их все полностью. И это может стимулировать измененные состояния сознания в некоторых случаях, но часто в ущерб осознанности, поэтому настоящие внутренние изменения, как правило, не наступают у участников таких процессов, а скорее, им «просто сносит крышу» на некоторое время. Потом она возвращается, и все встает на круги своя.

Возможно, в технологических процессах правильно использовать жесткие правила и границы, но вот там, где главенствуют человеческие отношения, особенно в контексте трансценденции, на мой взгляд, это скорее – ошибочный подход.

Ориентация на трансценденцию, это – ориентация на преодоление границ, а если ведущий, лидер процесса заранее ставит для себя и для других ограничения, то трансценденция, если и возможна, то, как правило, через конфликт с ведущим. Я многократно проходила через подобные конфликты, и поэтому ограничения этих принципов ясны мне не понаслышке, а скорее изнутри многих систем.

Также мое понимание внутренней противоречивости заданных целей и декларируемых принципов базируется на хорошем знакомстве с альтернативой. Мне повезло познакомиться

с уникальными технологиями фасилитации процесса личностного роста, которые появились в России с 90х годов.

 

Часть II

 

РОССИЙСКИЙ МИСТИЦИЗМ

Борис Евгеньевич Золотов (БЕЗ)

Борис Евгеньевич Золотов – это удивительный феномен в Российской Эзо-Транс-Странной реальности. Борис Евгеньевич – сын академика Е.В. Золотова, который получил в 80е годы гос. заказ на разработку досуговых технологий для молодежи. Разработка и апробация этих технологий привела к тому, что эмпирическим путем были открыты методы развития в человеке экстрасенсорных способностей. И далее с помощью этих методов была взращена целая плеяда экстрасенсов и игротехников, которые буквально взорвали российское эзотерическое пространство в 90е годы.

Как пишет один из первых учеников БЕЗа:

«Борис Евгеньевич ЗОЛОТОВ является родоначальником всех проводящихся сегодня на территории России семинаров по биоэнергетике и экстрасенсорике, развитию творческих способностей и личностных качеств, прикладной психологии и целительству — другими словами, — всех просветляющих, продвигающих и развивающих семинаров, независимо от того — знают ли его хорошо или не знают вообще те, кто сегодня проводит эти семинары».

 Сейчас волна Золотовских семинаров слегка схлынула, тем не менее, уникальность всей технологии Золотова имеет место быть.

По контрасту с предыдущим можно описать Золотовскую технологию, как использующие принципы:

  1. Неопределенность, – как Золотов, так и его команда не рассказывали участникам о том, что именно происходит на семинаре и почему – в рациональном смысле этого слова. Приезжающие сразу оказывались в гуще событий. Что-то происходило как с ними, так и с окружающими, но практически никто не знал, что и зачем происходит. Даже те лекции или объяснения, которые давались ведущими, скорее, являли из себя нечто мистически-туманно-непонятное, нежели рациональное описание ситуации. Таким образом, все участники попадали в ситуацию, провоцирующую их самих искать смысл происходящих с ними событий.
  1. Культивирование спонтанности, – поскольку то, что происходило на семинаре, как правило, рождалось спонтанно, или, по крайней мере, так выглядело для участников, при этом, практически для всех создалась возможность активного участия в событиях и даже порождения многих из них, то вместе с депривацией сна, перегрузом ментала, большой нагрузкой на физическое тело и психику, которые стимулировали попадание в ИСС большинства участников семинара, создавались хорошие условия для того, чтобы в каждом человеке пробуждалась спонтанность.
  1. Создание мистического пространства. — Благодаря предыдущим принципам, и тому, что игротехники использовали большой спектр практик, в том числе на природе, в ночное время суток, активного предъявления экстрасенсорных качеств членами команды, участники постепенно начинали воспринимать мир вокруг, как глубинно-мистически-связанный с их внутренним миром.
  1. Свобода сексуальных отношений, точнее позволение любых отношений, как между участниками, так и между участниками и членами команды, создание пространства, поля, для раскрепощения в сфере телесных отношений.

Этому принципу я пожалуй уделю больше внимания, чтобы быть понятой правильно. Свобода в данном случае не означает искусственного провоцирования сексуальных отношений, как иногда бывает на некоторых тантрических семинарах. В данном случае имелось в виду – актуализация глубинных потребностей у участников семинара, и если эти потребности так или иначе включали в себя сексуальность, – то это не было табу.

  1. Уникальные практики работы с энергией: паровоз, эксперт-операторные техники, бег по кругу и многие разминки…, на мой искушенный взгляд существенно превышающие по ряду параметров (креативность, чуткость, спонтанность…), западные аналоги: Контактную Импровизацию, и Танцевально-Двигательную Терапию.

 

ЧАСТЬ З

ПРОРЫВ в ГЛУБИНУ. Здесь.

 

Трансзональная АДАПТАЦИЯ / ТА

«Трансзональная Адаптация» – это резиденциальный/выездной семинар, созданный двумя могучими людьми, прошедшими школу Золотовской системы – Геннадием Широковым и Ростиславом Ломакиным в 1990 году. Трансзональная Адаптация, родившись как семинар, постепенно переросла в систему семинаров с разными названиями («Охота за Силой», «Край Вечности» и т.д.),.

Трансзональная Адаптация первоначально во многом повторяла технологию БЕЗа, но постепенно, разница между системами становилась все больше и больше. Семинары БЕЗа к середине 90х, все больше стали акцентироваться на создании шоу, и эмоциональном насыщении участников, а система ТА, в первую очередь, концентрировалась на том, чтобы создать пространство для глубокого погружения в измененные состояния сознания, причем используя, как наработанные Золотовым техники, так и используя практики, из иных, доступных в то время, источников: дыхательные психотехники, зуевские растяжки, холодинамику и многое другое. Причем на ТА ставилась задача актуализации потребностей каждого участника, а не только самых активных или членов команды, как это происходило часто у Бориса Евгеньевича. Также на ТА, благодаря ГенШи (Геннадию Широкову), использовалась методология возгонки, то есть при проведении семинара, игротехники опирались на модели сознания человека, что сильно отличало ТА от Золотовских семинаров.

На семинарах ТА в 90е годы побывало несколько тысяч человек.

С декабря 1993 года, я приняла участие в нескольких десятках семинаров, организованных членами команды ТА: «Край Вечности», «Охота за Силой», «Транскреация», «Остров Силы», «Методология Самопостижения», «Ребефинг», «Взлетная Полоса-2» и многие другие. Эти семинары полностью изменили мою жизнь, и с середины 1994 года, я стала одним из организаторов Центра Гуманистических Технологий «Человек», социального конструкта системы ТА, и уже сама включилась в процесс организации таких семинаров, а уже позже и в ведение их.

Мое описание принципов системы ТА сложилось из рефлексии пройденных мною семинаров, из последующего опыта стажерства, когда я училась проводить семинары и дальнейшего совершенствования этого мастерства в качестве члена команды и ведущего ТА.

На мой взгляд, основные принципы семинара ТА таковы:

  1. Неопределенность (также, как и у Золотова, Трансзональная Адаптация строилась на том, что участники скорее держались в неопределенности относительно того — что будет, кто ведущий, что делать и так далее… разница скорее в том, что в ТА – это делалось сознательно, чтобы пробудить интерес, спровоцировать самоорганизацию, выделить лидирующую группу…).
  1. Культивирование свободы выбора. – Свобода Выбора была главным принципом семинара, и именно это, на мой взгляд, осуществляло поддержку разнообразных возможностей индивидуальной трансценденции.
  1. Командная (Резонансная) работа. – ТА, как правило, велась командой, за счет этого обеспечивался эффект синергии, и круглосуточность (непрерывность) семинарских процессов.
  1. Важно не что, а как, – то есть важно не соблюдение формы практики, а как она делается, куда направляется внимание участников, каковы обстановка и установка.
  1. «Каждый слон начинается с сапога» – использование технологической составляющей управления любым процессом – от четкого определенного управляющего воздействия к мягкому и неопределенному, поддерживающему спонтанное развитие процесса.
  1. Культивирование рефлексии у команды и участников, в том числе для ориентации в измененных состояниях сознания через матрицу 7х7 и другие варианты картографии сознания.

ТА технология, как и Золотовские семинары, провоцировала глубинное ИСС в участниках, но кроме самого ИСС, как это происходило у Золотова.

ТА технология стимулировала озарения и переход в РСС (расширенные состояния сознания), и интеграцию озарений в реальную жизнь участников. В технологии были разработаны принципы начала семинара, активации, самоорганизации и «приземления».

Технология ТА развивалась, при этом в самой команде игратехников наступил кризис, часть из них достигла потолка в своем развитии, и дальше не хотела развивать ни себя, ни технологию, что противоречило базовым принципам данной технологии.

Поэтому команда объявила самороспуск.

С 93 по 98 год происходит период самоорганизации, а дальше вокруг Геннадия Широкова сложилась новая команда.

 

Игратехника:

Игратехника, как система родилась из Трансзональной Адаптации, и является ее полным правоприемником.

Игратехника, базируется на принципах ТА, продолжая развивать и совершенствовать методы проведения интенсивных семинаров, и адаптируя эти методы для условий меняющегося современного общества. Первоначально Игратехника родилась, как система обучения игратехников, то есть ведущих трансформационных семинаров в технологии ТА.

Происхождение названия:

Термин «ИГРОТЕХНИК» использовался в системе Золотовских семинаров и в системе ТА. Суть данного термина объясняется тем, что то, что порождалось «игротехниками» на семинарах – было чисто-спонтанно-живым потоком, которому наилучшим образом подходит термин «игра».

Ключевые признаки игратехнической технологии трансформационных семинаров можно, наверное, сформулировать таким образом:

  1. Культивация ценности «свобода выбора» среди участников,
  2. Культивация инициативности, а именно предоставление возможности для организации и проведения процесса даже новичкам,
  3. Нон-стоп – поддержание активности 24 часа в сутки, и, что еще более важно — удержание линии (контекста) семинара ведущими,
  4. Контекст, который актуализирует смысл. Под контекстом я понимаю — идею, цель семинара, а под «удержанием контекста» я имею в виду, что ведущий осознает смысл происходящего в здесь и сейчас, и стремится помочь открыть этот смысл участникам, даже в самых «странных» ситуациях, таких как – мытье посуды, конфликты из-за тапочек, жара, холод, физический дискомфорт, и все остальное, что встречается на пути ведущего и участников.
  1. Разнообразие практик, включая тело, эмоции и интеллект.
  2. Активное участие самих ведущих семинара во всех процессах, то есть не формальное лидерство, а лидерство за счет качеств и навыков.
  3. Интегративность — включение всех средств в процесс ведения семинара (интеграция обстановки, установки, пространства и ведущих целиком).
  4. Со-творение новых практик именно для этой группы людей и этого пространства.
  5. Устремленность к творчеству, осознаности и свободе.
  6. Включение разума и коммуникации (отличие от Золотовской системы).
  7. Акцент на создание самоорганизующейся среды (то есть задача игратехников – создать условия, при которых семинар бы стал проходить (рождаться) сам собой, а они стали бы такой же частью среды, как и другие участники), для этого используются базовые принципы синергетики – открытость, активность, кооперация.
  8. Возгонка – актуализация высших потребностей, в каждый момент времени, то есть Игратехник стремится актуализировать в себе и в участниках высшие потребности, при этом отдавая предпочтение процессу более высокого порядка в каждой конкретной ситуации.

Постепенно игротехника, как технология совершенствовалась и стала применяться не только к пространствам выездных семинаров, но превратилась в самобытную Школу ИгрАтехников, как постоянно действующую систему развития человека.

Таким образом, Игратехника трансцендировала за ограничения организованности ТА, и стала самостоятельной технологией, применимой к большому классу ситуаций развития человека. Но это уже материал следующей статьи.

 

 

ИТОГИ:

Описав одну версию принципов практик трансперсональной психологии, наводняющих сейчас Россию с Запада и сравнив эту версию с Российскими аналогами, автор этой статьи надеется, что широкая русско-язычная аудитория увидит существенное преймущество оригинальных российских технологий.

И идея: «Нет пророка в своем Отечестве» будет хоть как-то но поколеблена.

Список литературы:

  1. Г. Л. Тульчинский Постчеловеческая персонология. Новые перспективы свободы и рациональности. «Алетея» Санкт-Петербург, 2002
  2. А. Маслоу Новые рубежи человеческой природы. «Смысл» 1999
«Татьяна Гинзбург.»